Исполины в Библии: кем были эти великаны на самом деле?

Библия описывает многих людей как великанов, а также упоминает несколько групп людей-великанов. Толкователи строили догадки о размерах этих людей: их рост варьировался от 6 футов до более чем 30 футов. Кроме того, в Интернете появилось много дезинформации о великанах в Библии, а также несколько поддельных фотографий предполагаемых великанов. Так существовали ли эти великаны на самом деле? Если да, то какого они были размера?

В этой статье рассматриваются все люди и группы людей, описанные в Писании как великаны. Далее будут рассмотрены некоторые древние записи и археологические данные, подтверждающие некоторые библейские сведения. Статья завершается исследованием того, насколько большими могли быть эти люди, исходя из того, что мы сегодня понимаем о генетике и биологии.

Гиганты Ветхого Завета

Одно из самых ранних упоминаний о гигантах в Библии содержится в Бытие 14.

В четырнадцатом году пришел Хедорлаомер и цари, которые были с ним, и напали на Рефаимов в Аштерофе Карнаимском, на Зузимов в Хаме, на Емимов в Шаве Кириафаим, и на Хоритов в горе их Сеир…. Затем они повернули назад и пришли в Эн-Мишпат (то есть Кадеш), и напали на всю страну Амаликитян, а также на Аморреев, которые жили в Хазезон-Фамаре (Бытие 14:5-7).

В Бытие 14 не говорится о том, что Рефаим, Зузим, Емим или Аморей были исполинами, но эту информацию можно найти в других местах.

Амориты

Аморреи упоминаются в Писании более 80 раз, и в самом начале некоторые из них были в союзе с Авраамом (Бытие 14:13). Они были потомками внука Ноя — Ханаана (Бытие 10:15-16). Хотя Библия не дает этой информации, еврейский полководец, ставший историком, Иосиф называет имя их предка — Аморрей. Хотя амореи несколько раз упоминаются в тех же контекстах, что и другие великаны, в Малых пророках они описываются именно как великаны.

Я истребил перед ними Аморрея, высота которого была как высота кедров, и он был силен, как дубы; но плоды его вверху и корни его внизу Я истребил. Также Я вывел вас из земли Египетской и сорок лет водил вас по пустыне, чтобы овладеть землею Аморрейскою (Амос 2:9-10).

Через Амоса Бог ясно сказал, что аморреи были очень высокими и сильными. Некоторые могут преуменьшить описание аморреев в этом отрывке, поскольку в этих стихах используется образный язык, но есть несколько веских причин воспринимать этот отрывок прямолинейно.

Идея о том, что аморреи были гигантами, подтверждается отчетом разведчиков, которых Моисей послал через землю Ханаанскую. Аморреи были одной из групп людей, которых они видели (Числа 13:29), и они утверждали, что «все люди, которых мы видели в ней, люди большого роста» (Числа 13:32). Показательно, что в своем ответе Иисус Навин и Халев не оспаривали размер жителей земли (Числа 14:6-9)3.

Эмим

Второзаконие 2 показывает, что Емим, что, вероятно, означает «ужасы», были великанами:

В прежние времена там обитали эмимы, народ такой же великий, многочисленный и высокий, как анаким. Они также считались исполинами [евр. рефаим], как и анаким, но моавитяне называют их эмим (Второзаконие 2:10-11).

Моисей рассказал народу, что Емим раньше жил на территории, которую Бог отдал потомкам сына Лота — Моава (Бытие 19:37).

Зузим (Замзуммим)

Замзуммим (почти наверняка то же самое, что и Зузим в Бытие 14:5) также назывались гигантами и были перечислены в той же главе, что и Емим:

[Земля Аммона считалась также землей исполинов [ивр. рефаим]; исполины [рефаим] прежде обитали там. Но аммонитяне называют их Замзуммим, народ такой же великий, многочисленный и высокий, как Анаким. Но Господь истребил их пред ними, и они расправились с ними и поселились на месте их (Второзаконие 2:20-21).

Эти стихи объясняют, что группа великанов, известных как Замзуммим, жила в земле Аммона, «земле исполинов». Бог уничтожил Замзуммим, чтобы потомки сына Лота Бен-Амми (аммонитяне) могли жить в этой земле (Бытие 19:38).

Согласно Бытию 14:5, Зузим находился в земле Хама. Возможно, это относится к сыну Ноя, Хаму, поскольку они произошли от него. Но более вероятно, что это ссылка на хамафитян, которые были потомками Ханаана, сына Хама. Хотя Зузим и Замзуммим могли быть разными группами людей, сходства в названии, описании и географическом положении достаточно, чтобы сделать вывод, что это были варианты названий одной и той же группы.

Рефаим

Наиболее распространенный термин, используемый для описания великанов в Библии, — rephaim (например, Второзаконие 3:11, 13). Он может относиться к определенной группе людей, или это может быть термин, означающий просто великанов. Форма единственного числа, рафах, также встречается несколько раз (например, 2 Царств 21:16, 18, 20).

Третья глава Второзакония содержит интересный рассказ о победе израильтян над Сигоном, царем аморрейским, и Огом, царем Васана.7 Именно здесь мы узнаем одну интригующую деталь об Оге:

Ибо из остатка исполинов (рефаимов) остался только Ог, царь Васанский. И действительно, постель его была железная. (Не в Равве ли из народа Аммона?) Девять локтей длина его и четыре локтя ширина, согласно стандартному локтю (Второзаконие 3:11).

В некоторых переводах вместо слова bedstead используется слово sarcophagus (NEB) или coffin (TEV, CEV), для еврейского слова עֶרֶשׂ (eres). Большинство английских Библий переводят этот термин как кровать или подставка, что вполне логично, поскольку eres означает кушетку, диван, кровать или подставку. Кроме того, было бы странно переводить его как саркофаг, поскольку они были сделаны из камня или мрамора, а «подставка» Ога была сделана из железа.

Имел ли Моисей в виду кровать или гроб Ога, не имеет особого значения для данного обсуждения. Однако размер этого предмета заслуживает внимания. Нам говорят, что он был девять локтей в длину и четыре локтя в ширину «по стандартному локтю». Поскольку длина стандартного локтя составляет примерно 18 дюймов, то кровать или гроб Ога была около 13,5 футов в длину и 6 футов в ширину. Чтобы представить себе это в перспективе, высота этой кровати, если бы она стояла на конце, была бы ровно в два раза больше, чем у человека ростом 6 футов 9 дюймов. Конечно, он мог быть и не таким большим, как его кровать. Некоторые авторы пытаются преуменьшить значение этих размеров, но Библия четко определяет Ога как великана.

Нефилим

Самое раннее упоминание о гигантах в Библии находится непосредственно перед рассказом о Потопе.

Были исполины [нефилимы] на земле в те дни, а также и после, когда сыны Божии входили к дочерям человеческим, и они рождали им детей. Это были люди могучие, древние, мужи знаменитые (Бытие 6:4).

Слово, переведенное в этом стихе как «исполины», — это еврейское слово нефилим, и многие Библейские версии просто переводят его так. О значении этого слова было много споров. Некоторые считают, что оно происходит от еврейского глагола naphal, другие же утверждают, что оно происходит от арамейского существительного naphil. На иврите эти люди описываются как gibborim («могучие люди»).

Нефилим снова упоминаются, когда разведчики возвращаются из своей исследовательской миссии в Ханаанской земле. Эти люди сообщили, что Ахиман, Шешай и Талмай (потомки Анака, родоначальника анакимов) живут в Хевроне. Они также заявили: «Народ, живущий в земле, силен; города укреплены и очень велики; кроме того, мы видели там потомков Анака» (Числа 13:28). Глава заканчивается тем, что десять соглядатаев дают «плохой отчет», пытаясь убедить израильтян, что они не смогут завоевать эту землю:

Земля, через которую мы прошли, разведывая ее, есть земля, пожирающая жителей своих; и все люди, которых мы видели в ней, — люди огромного роста. Там видели мы и нефилимов (сыновья Анака — часть нефилимов); и стали мы как кузнечики в глазах своих, и таковы были в глазах их» (Числа 13:32-33, NASB).

Анаким

Анаким упоминается в нескольких из этих отрывков. Возможно, они были самыми известными из великанов, обитавших в Ханаанской земле во время Исхода. Как сказано в стихе выше, они были частью нефилимов. Если нефилим просто относится к великанам вообще, тогда об анакимах просто сказано, что они были великанами в Числах 13:33, что соответствует их описанию в этом отрывке. Таким образом, амореи и другие гигантские народы также были бы нефилимами. Если нефилим относится к определенному племени великанов, тогда анаким был частью этой линии.

В Числах 13:22 говорится, что Ахиман, Шешай и Талмай были потомками Анака, который, очевидно, был тезкой Анакимов. И Эмим, и Замзуммим сравнивались с Анаким, так как они оба были «народом великим и многочисленным и высоким, как Анаким» (Второзаконие 2:10, 21; 9:2).

Анак был сыном Арбы (Иисус Навин 15:13). Об Арбе мало что известно, и его родословная не приводится. Однако, очевидно, он был в какой-то степени легендарным, на что указывают скобки в тексте, когда встречается его имя. Город Хеврон, где поселились и были похоронены Авраам, Исаак и Иаков, также назывался Кириаф Арба.13 Нам говорят, что «Арба был величайшим человеком среди Анакимов» (Иисуса Навина 14:15) и «отцом Анака» (Иисуса Навина 15:13; 21:11).14 Кириаф Арба также назывался «Мамре» в Бытие 35:27. Мамре был аморреем, союзником Аврама (Бытие 14:13). Этот человек владел некоторыми деревьями, возле которых поселился Аврам, и в какой-то момент часть Хеврона стала синонимом его имени.

Иисус Навин провел несколько сражений с анакимами и аморреями. В конце концов, он «истребил Анакимов с гор: из Хеврона, из Дебира, из Анава, со всех гор Иудиных и со всех гор Израилевых; Иисус Навин совершенно истребил их с городами их. Ни одного из Анакимов не осталось в земле сынов Израилевых; они остались только в Газе, в Гате и в Ашдоде» (Иисус Навин 11:21-22). Эти действия положили начало знаменитому рассказу о Голиафе в 1 Царств.

Голиаф

Конечно, самым известным великаном был могучий филистимлянин, убитый Давидом. Вот как он описан в Писании.

И вышел из стана филистимлян чемпион, по имени Голиаф, из Гата, рост которого был шесть локтей с пядью. На голове его был бронзовый шлем, и он был вооружен кольчугой, а вес кольчуги был пять тысяч сиклей бронзы. На ногах у него были бронзовые доспехи, а между плечами — бронзовое копье. Посох копья его был подобен ткацкому пучку, и железный наконечник копья его весил шестьсот сиклей; и щитоносец шел перед ним (1 Царств 17:4-7).

Обратите внимание, что Голиаф был родом из Гафа, который, согласно Иисусу Навину 11:21-22, был одним из трех мест, где оставались анакимы. Поэтому, хотя в 1 Царств 17 он не называется таковым, вполне возможно, что Голиаф был потомком анакимов, смешавшихся с филистимлянами в той местности.

Существуют некоторые споры о росте Голиафа из-за текстовых вариантов в древних рукописях. Большинство английских переводов следуют масоретскому тексту, указывая его рост в «шесть локтей с размахом» (приблизительно 9 футов 9 дюймов). Однако в Библии NET Голиаф «почти семи футов ростом». Причина расхождения в том, что Масоретский текст отличается от некоторых древних текстов, включая Септуагинту и древнюю рукопись, найденную среди свитков Мертвого моря под названием 4QSama , где рост Голиафа указан как четыре локтя с пролетом (приблизительно 6 футов 9 дюймов).

Многие современные ученые считают, что существует более сильная текстовая поддержка для более короткого Голиафа.16 Но хотя в этом отрывке он не назван великаном, 2 Царств 21:15-22, похоже, идентифицирует Голиафа как «великана» (рафа) из Гата. Есть и другие детали, которые делают «шесть локтей с размахом» более вероятной цифрой. Например, вес его вооружения требовал, чтобы он был огромного размера и силы. Его почтовый плащ весил около 125 фунтов, а наконечник копья — 15 фунтов. Это даже без учета шлема, доспехов на ногах, копья или меча.17 Кроме того, мне лично трудно поверить, что каждый член израильской армии мог испугаться человека моего роста (6 футов 9 дюймов).18

В истории о Давиде и Голиафе есть много других деталей, которые часто упускаются из виду. Большинство людей считают, что Давид был невысоким юношей, когда сражался с великаном, но Библия ясно говорит, что Давид считался «могучим и доблестным человеком, и воином» (1-я Царств 16:18) до сражения с Голиафом.

Другие великаны в Библии

Библия упоминает еще четырех филистимских великанов, которые были родственниками Голиафа из области Гат. В 2 Царств 21:15-22 содержится более подробный рассказ об этих великанах, чем в 1 Паралипоменон 20:4-8, но в последнем отрывке дается дополнительная информация, которая помогает нам понять смысл отрывка. В скобках приведены дополнительные сведения из 1 Паралипоменон.

Когда филистимляне снова воевали с Израилем, Давид и слуги его с ним пошли и сразились с филистимлянами; и ослабел Давид. Тогда Ишби-Беноб, который был одним из сыновей великана, вес бронзового копья которого был триста сиклей, и который носил новый меч, думал, что сможет убить Давида. Но Абишай, сын Зеруи, пришел ему на помощь, поразил филистимлянина и убил его. Тогда люди Давида поклялись ему, говоря: «Ты больше не выйдешь с нами на битву, чтобы не погасить светильник Израиля».

После этого опять была битва с Филистимлянами при Гобе [или Гезере]. Тогда Сиббехай Хушафитянин убил Сафа [или Сиппая], который был одним из сыновей великана. И снова была война в Гобе с филистимлянами, где Елханан, сын Иаре-Орегима [или Иаира] Вифлеемского, убил [«Лахми»] брата Голиафа Гиттита, древко копья которого было подобно ткацкому пучку.

И опять была война в Гафе, где был человек огромного роста, у которого было по шести пальцев на каждой руке и по шести пальцев на каждой ноге, числом двадцать четыре; и он родился у великана. И когда он выступил против Израиля, Ионафан, сын Шимеи, брат Давида, убил его.

Эти четверо родились у великана в Гафе и пали от руки Давида и от руки его слуг (2 Цар. 21:15-22).

Могучие люди Давида убили великанов по имени Ишби-Беноб, Саф (Сиппай) и Лахми, а также безымянного великана с шестью пальцами на каждой руке и шестью пальцами на каждой ноге.20 Каждый из этих людей мог происходить от остатка Анакимов, выживших в районе Гата, Газы и Ашдода (Иисус Навин 11:22).

Египетский гигант?

Один из могучих людей Давида, Бенаия, сын Иехонии, победил большого египтянина:

И убил он египтянина, человека большого роста, в пять локтей. В руке Египтянина было копье, подобное пучку ткацкого станка; и он спустился к нему с посохом, вырвал копье из руки Египтянина и убил его своим копьем (1-я Паралипоменон 11:23, курсив в оригинале).

Хотя его часто считают великаном, Библия не называет этого человека конкретно, не причисляет его к подвигам других людей Давида, убивавших великанов, но указывает его рост как «пять локтей» (приблизительно 7 футов 6 дюймов). В KJV, NKJV, NASB, ESV и других изданиях перед словами «рост» или «статность» вставлено слово «великий», но в еврейском тексте слова «великий» нет. Возможно, это было сделано в стилистических целях или потому, что его рост указан позже в стихе. Буквальный перевод Янга передает этот стих в почти идеальном дословном соответствии с ивритом: «И поразил он человека, Египтянина — человека меры, пять на локоть, и в руке Египтянина копье, как пучок ткацкий» (1 Паралипоменон 11:23, курсив в оригинале).

В параллельном рассказе, приведенном во 2 Царств 23:21, египтянин назван «эффектным человеком» в NKJV и «впечатляющим человеком» в NASB. В то время как современный человек может считать человека ростом 170 см гигантом, интригует тот факт, что Библия не называет его таковым. Возможно, это подсказка, что те, кого называют гигантами, были крупнее египтянина, убитого Венаией. Другое объяснение этого упущения заключается в том, что многие из великанов назывались по их конкретным племенам (Анаким, Емим и т.д.), но о высоком египтянине не говорится, что он принадлежал к какой-либо из этих групп великанов. Если это так, то любопытно, почему библейские писатели не использовали просто общий термин «великан», например, рафа.

После этих рассказов во 2-й Царств и 1-й Хронике, исполины исчезают со страниц Писания (кроме ретроспективного упоминания аморитов как исполинов в Амосе 2:9).

Внебиблейские упоминания о гигантах

За последние несколько столетий были якобы обнаружены десятки гигантских скелетов. Эти утверждения были особенно популярны в девятнадцатом веке. До сих пор никаких конкретных доказательств этих утверждений не было представлено. Хотя некоторые утверждают, что доказательства были проигнорированы, уничтожены или спрятаны в таких местах, как Смитсоновский институт, представляется более вероятным, что подавляющее большинство этих сообщений были мистификацией, созданной по различным причинам.

Пока никаких конкретных доказательств этих утверждений не представлено.

На нескольких веб-сайтах представлены фотографии людей, стоящих рядом с гигантской бедренной костью человека или держащих ее в руках, но эти кости являются скульптурами, якобы копиями настоящей кости, найденной в Турции или Греции. И снова фантастические заявления, но мало или совсем нет веских доказательств в их поддержку.

Насколько мне известно, никто не обнаружил ископаемых свидетельств гигантских людей. Но, опять же, человеческие окаменелости вообще довольно редки, поскольку люди в большей степени способны избегать быстрого захоронения в осадочных породах и других условий, которые могли бы привести к окаменению их останков. Что действительно важно, так это то, что многие гигантские версии других существ существовали в прошлом или существуют до сих пор. Вот лишь некоторые из них:

  1. пауки (например, паук-птицеед, размах ног до 12 дюймов)
  2. мотыльки (например, атласская моль, размах крыльев которой достигает 11 дюймов)
  3. многоножки (длиной до 13 дюймов)
  4. улитки (например, африканская гигантская улитка длиной до 15½ дюймов)
  5. лягушки (например, Вельзевул, высотой 16 дюймов)
  6. стрекозы (например, Meganeura, с размахом крыльев более 2½ футов)
  7. крысы (например, Josephoartigasia, масса тела которой, по самым скромным подсчетам, составляет 750 фунтов)
  8. бобры (например, Trogontherium, длиной около 7½ футов)
  9. скорпионы (например, морской скорпион Jaekelopterus, длина которого составляет более 8 футов)
  10. крабы (например, гигантский краб-паук, размах клешней которого превышает 12 футов)
  11. броненосцы (например, Glyptodon, длиной до 13 футов)
  12. черепахи (например, архелон, длиной до 16 футов)
  13. рыбы (например, Xiphactinus, длиной 19 футов)
  14. ленивцы (например, Megatherium, который достигал 20 футов)
  15. черви (например, гигантский земляной червь длиной до 22 футов)
  16. морские коровы (например, Hydrodamalis, длиной 25 футов и более)
  17. крокодилы (например, Sarcosuchus, длиной до 40 футов)
  18. змеи (например, Титанобоа, длиной более 42 футов)
  19. ракообразные (например, сверхгигантские амфиподы в 10 раз больше ранее обнаруженных)
  20. кальмары (например, Mesonychoteuthis, длиной 50 футов и более)
  21. акулы (например, Rhincodon, длиной до 65 футов)
  22. осьминогов со щупальцами длиной 100 футов.

Тот факт, что ученые обнаружили животных с размерами тела, намного превышающими те, которые наблюдаются сегодня, предполагает, по крайней мере теоретически, возможность того, что в прошлом также существовали гигантские люди, как это записано в Библии.

Многие современные ученые с насмешкой относятся к мысли о том, что могли существовать воины-гиганты ростом более семи с половиной футов. Поэтому библейские данные об этих людях часто преуменьшаются или игнорируются. Однако библейским данным об этих людях можно доверять, потому что они содержатся в Слове Божьем. Более того, другие древние источники описывают гигантов, а анакимы даже упоминаются как обитатели земли Ханаанской.

Египет

Во время двенадцатой династии Древнего Египта, традиционно датируемой двадцатым-девятнадцатым веками до нашей эры, египтяне практиковали нечто похожее на современное использование кукол вуду. Гончар делал глиняную фигурку врага, которого боялись. Фигурку держали за спиной, на ней писали имя группы или ее лидеров. Иногда для перечисления врагов использовали чашу или блок из глины. Затем фигурку или чашу разбивали, символически проклиная врагов, чтобы они были побеждены.

Археологи реконструировали многие из этих текстов казней (также называемых списками проскрипций), и были найдены некоторые очень интересные детали, касающиеся анакимов. Вот пример текста, в котором они упоминаются:

Правитель Ай’анака Эрум и все приближенные, которые с ним; Правитель Ай’анака Аби-ямиму и все приближенные, которые с ним; Правитель Ай’анака Акирум и приближенные, которые с ним (курсив добавлен).

Следует отметить, что анак (т.е. с буквой q вместо k) является обычной транслитерацией еврейского слова Анак, עְַנָק (Числа 13:33).

Другой текст Экзекуции помещает Анаким в землю Ханаанскую и даже упоминает город Иерусалим. Древние египтяне также называли жителей земли Ханаанской «шасу». В более позднем тексте под названием «Ремесло писца» (ок. 1250 г. до н.э.), который использовался для обучения египетских писцов, говорится о ханаанском горном проходе во время прошлой битвы.

На лицевой стороне перевала опасны шасу, скрывающиеся под кустами. Некоторые из них в четыре или пять локтей, нос к ногам, с дикими лицами.

Египетские локти были длиннее ивритских. При 20,65 дюйма на египетский локоть, Шасу, упомянутый в этом письме, должен был иметь рост от 6 футов 10 дюймов до 8 футов 7 дюймов». Это описание показывает, что традиционное измерение Голиафа не такое уж запредельное, как считают многие критики.

Другие древние отчеты

Почти в каждом уголке мира есть легенды о великанах, обитающих на земле. Конечно, при чтении этих историй в Интернете следует проявлять осторожность, поскольку большая часть информации в сети противоречит Слову Божьему. Например, несколько лет назад на сайтах стали появляться фотографии гигантских скелетов, но они были явно подделаны (очевидно, в рамках конкурса графического дизайна).

В греческой и римской мифологии упоминаются титаны, киклопы (циклопы) и некоторые другие великаны. В норвежской мифологии есть истории о великанах-морозах из Ётунхейма. Но эти записи не ограничиваются европейскими мифологиями или только древним прошлым. У африканских и азиатских народов также есть легенды о великанах, как и у коренных американцев.

Например, в своей автобиографии «Буффало» Билл Коди написал следующие слова о легенде, рассказанной ему членами племени сиу.

Мудрецы этого племени учили, что первоначально землю населяли гиганты, которые были в три раза больше современных людей. Они были настолько быстры и сильны, что могли бежать рядом с буйволом, взять животное под мышку, оторвать ногу и съесть ее на бегу. Они были настолько тщеславны из-за своих размеров и силы, что отрицали существование Творца. Когда светало, они заявляли о своем превосходстве над молнией; когда гремел гром, они смеялись.

Это вызвало недовольство Великого Духа, и, чтобы упрекнуть их высокомерие, он послал на землю сильный дождь. Долины наполнились водой, и великаны отступили на холмы. Вода поползла вверх по холмам, и великаны искали убежища на самых высоких горах. Но дождь продолжался, вода поднялась, и великаны, не имея другого убежища, утонули.

Несомненно, многие из этих историй содержат преувеличения в отношении огромного роста и силы великанов. Но разумно ли автоматически отвергать каждое из этих преданий, или, подобно сказкам о драконах, за легендами, как это часто бывает, может скрываться какая-то правда? Интересно, что большая часть преданий о великанах включает описания потопа, посланного Богом (или богами), чтобы уничтожить этих нечестивых людей. Может быть, хотя Библия содержит истинную историю нашего прошлого, эти группы просто повторяют свои собственные искаженные версии мировой истории до и, возможно, после рассеяния в Вавилоне?

Современные гиганты

Так были ли все эти гиганты просто людьми, у которых развился гигантизм? Хотя гигантизм может объяснить существование некоторых древних гигантов, это предложенное решение не объясняет многие библейские рассказы.

Современный гигантизм часто вызван аномалиями, которые приводят к чрезмерному производству гормона роста. Маловероятно, что Голиаф, нефилим, Анаким или большинство других ветхозаветных гигантов страдали от такого заболевания, поскольку они часто описывались как воины или «могучие мужчины», в то время как современные «гиганты» обычно неловкие, некоординированные и страдают несколькими физическими заболеваниями. Были редкие случаи, когда человека можно было точно описать как «могучего человека «.

Кроме того, современный гигантизм не является наследственным, в то время как в Библии гиганты часто описываются как потомки других гигантов (например, Второзаконие 9:2; 1-я Паралипоменон 20:6). Поэтому группы, известные как гиганты, состояли не только из людей с современной формой гигантизма.

Великаны в Библии: Какого они были роста?

Так какого же роста были различные группы великанов в Библии? Учитывая расхождения в древних текстах о росте Голиафа, трудно основывать нашу оценку на его размерах. Египтянин, убитый Венаией, был, по крайней мере, 7 футов 6 дюймов (возможно, выше, если не использовался общепринятый локоть), но его не называют великаном. Египетский документ, «Ремесло писца», помещает шасу (анаким?) между 6’10» и 8’7″. Они должны были быть достаточно большими, чтобы израильтяне могли утверждать, что они похожи на кузнечиков перед лицом гигантов, и чтобы Бог сравнил рост аморреев с кедрами.

Существует два основных направления мысли по этому вопросу. Одна идея рассматривает современное понимание человеческого роста. На наш рост в первую очередь влияет ДНК с некоторым влиянием факторов окружающей среды, но мы, похоже, ограничены законом «квадрата-куба». Например, давайте на примере моих размеров посмотрим, что произойдет, если меня увеличить в два раза. Это даст нам хороший пример, поскольку мой рост составляет 6 футов 9 дюймов, а некоторые утверждают, что царь Ог из Башана был настолько выше, насколько длиннее его кровать (13 футов 6 дюймов), то есть ровно в два раза выше моего роста. Таким образом, если мы удвоим мой рост, то нам также потребуется пропорционально увеличить мою ширину и глубину, чтобы компенсировать это.

Это означает, что вместе с ростом удвоится и ширина, и глубина, поэтому мой вес (около 250 фунтов) нужно умножить в восемь раз. Таким образом, человек моих пропорций при росте 13 футов 6 дюймов весил бы 2000 фунтов! Нам не только трудно представить себе человека такого размера, но и, учитывая прочность костей на сжатие32 , можно сделать вывод, что скелетная система Ога испытывала бы огромную нагрузку, и вероятность перелома костей у него была бы гораздо выше, чем у человека нормального роста, не говоря уже об опасной нагрузке на другие системы организма33.

Вторая точка зрения основана на трех вышеупомянутых моментах. Во-первых, действительно ли человек ростом 180 см будет чувствовать себя «кузнечиком» по сравнению с человеком ростом 7-8 футов? Конечно, это несколько субъективно, но контраст, кажется, требует более высокого гиганта. Далее, как указано во второй сноске, в Амосе 2:9 есть сильное сравнение роста и силы аморреев с кедром и дубом. В-третьих, свидетельства о других существах в ископаемом состоянии, которые гораздо больше, чем в два раза больше своих современных собратьев, подтверждают идею о том, что ограничения, налагаемые законом квадратного куба, могут быть не такими строгими, как мы их себе представляем. Например, меганевра — вымершая стрекоза, размах крыльев которой превышал 30 дюймов. В статье Википедии (изображение Wikimedia Commons, справа) об этом существе говорится следующее:

До сих пор ведутся споры о том, как насекомые каменноугольного периода смогли вырасти такими большими. Способ распространения кислорода по телу насекомого через трахейную дыхательную систему устанавливает верхний предел размера тела, который доисторические насекомые, похоже, значительно превысили.

Хотя я не верю в «доисторических» существ (поскольку человек живет на земле с шестого дня, а Бог в историческом повествовании рассказал о том, что произошло в первые пять дней), меганейра показывает, что пределы размеров живых организмов могут быть больше, чем ожидалось. Приверженцы второй точки зрения не возражают против того, что библейские гиганты превышали девять футов в высоту.

Кроме того, следует отметить, что закон квадратного куба точен в применении к строительным материалам, но он не совсем подходит к биологическим организмам, хотя, вероятно, дает некоторые «приблизительные» пределы. Например, средняя домашняя кошка имеет длину около 30 дюймов (от головы до хвоста), рост 9-10 дюймов и вес около 11 фунтов, а тигры достигают 12 футов в длину (от головы до хвоста), 3 футов в высоту и весят около 500 фунтов. Если бы мы собирались оценить вес кошки длиной 10 футов и ростом 3 фута, используя закон квадратного куба, основываясь на размерах средней домашней кошки, то цифры не соответствовали бы тому, что мы видим в реальности. Согласно этому правилу, при увеличении длины в четыре раза (от 2,5 футов до 10 футов) вес нужно умножить на 64 (4 x 4 x 4), то есть вес составит примерно 700 фунтов. Это значительно больше, чем вес тигра такого размера.

Этот пример показывает, что тигры и домашние кошки не имеют абсолютно одинаковых пропорций, но именно в этом и заключается смысл. Оба животных принадлежат к созданному кошачьему «роду», и гораздо более крупные разновидности (львы, тигры и т.д.) не являются идеально «увеличенными» по сравнению с более мелкими разновидностями. Если бы это относилось к людям-гигантам, то, возможно, рост Ога в 13 футов 6 дюймов не исключен, но представление о том, что некоторые библейские гиганты были ростом 20-30 футов или больше, вероятно, является «натяжкой».

Заключение

Так какая же точка зрения верна? Честно говоря, я не знаю, но закон квадрата-куба, кажется, обеспечивает некоторые верхние пределы, поэтому маловероятно, что они достигали 20-30 футов или больше. Однако я знаю, что Библия ясно учит, что великаны существовали в прошлом. Многие из них жили в земле Ханаанской и вокруг нее, и Иисус Навин участвовал в нескольких битвах с ними. Давид и его могучие люди убили несколько филистимских великанов. Египтяне знали об анакимах и боялись их. Наконец, в культурах всего мира существуют легенды, которые часто удивительно похожи на библейские рассказы, в том числе и о существовании великанов.

Рассказы о великанах в Библии — это не просто «небылицы». Эти огромные люди действительно существовали, и никакие насмешки и доводы скептиков не изменят этого факта.

Сноски

  1. Иосиф, Флавий. Древности евреев I.6.139. в Whiston, William (переводчик). 1996. The Works of Josephus: Complete and Unabridged. Пибоди, Массачусетс: Хендриксон. Хорошее сравнение таблицы народов в Бытие 10 и трудов Иосифа по этому вопросу см. в книге Bodie Hodge, Josephus and Genesis Chapter Ten.
  2. Джон К. П. Смит работал в Центре библейских и гебраистических исследований в Великобритании и является основателем служения Jot & Tittle, направленного на обучение христиан древнееврейскому языку. По поводу утверждения, что Амос 2:9 является поэтическим, чтобы можно было преуменьшить сравнение роста амореев с кедрами и силы с дубами, Смит в личной переписке написал следующее:

Разве это более поэтично, чем Иов 40-41? И даже если язык поэтичен, из этого не обязательно следует, что он преувеличен, особенно если учесть, что именно Бог описывает здесь размеры аморея (и гигантских существ из Иова 40-41).

Важным словом здесь является כְּ (ke), означающее «как» или «подобно». В английском языке существует значительный диапазон значений между описанием двух вещей, смутно похожих друг на друга в каком-то общем смысле и точно таких же, как друг друга. Dictionary.com определяет «as» следующим образом: «в той же степени, количестве или объеме; подобно; одинаково». Таким образом, формулировка в NKJV и NASB, «подобно высоте кедров», может создать впечатление смутного сходства (т.е. они оба были высокими), тогда как формулировка в NIV и NJB, «высокие, как кедры», подразумевает большее чувство равенства. Контекст дает подсказку для правильного толкования. Стих не просто говорит: «как кедры и дубы»; он явно уточняет сравнение словами «высокий» (govah) и «сильный» (chason). Соответствующий пункт переводится буквально: «…который как [или как] высота кедров — высота его, и силен он как [или как] дубы…» (Амос 2:9). Доказательства свидетельствуют в пользу тесной, а не свободной корреляции между ростом аморея (амореев) и высотой кедров.

Так что, возможно, этот отрывок из Амоса похож на библейские рассказы о бегемоте и левиафане в книге Иова в том смысле, что они могут показаться необычными современному читателю, но описывают историческую реальность. Как креационисты, мы справедливо отмечаем, что, например, описание Богом хвоста бегемота «как кедр» (Иов 40:17) следует воспринимать буквально, так почему же мы не должны воспринимать буквально описание Богом роста и силы амореев?

Нет никакой возможности сказать, что «кедр» — это неправильный перевод и что Бог описывает гораздо меньшее, короткое дерево, если только не признать, что это также неправильный перевод для хвоста бегемота, поскольку то же самое еврейское слово, אֶרֶז (erez), используется и в Амос 2:9, и в Иов 40:17.

Господь говорит, что Он уничтожил их «плод вверху» (возможно, имеется в виду их видимое присутствие в том поколении) и их «корни внизу» (возможно, имеется в виду их способность к восстановлению/регенерации/воспроизводству). Другими словами, Он стер их с лица земли на все времена. Такое объяснение терминологии в Амос 2:9 не расходится с комментарием К. Ф. Кейля: «Для этой фигуры речи, в которой потомство народа рассматривается как его плод, а ядро народа, из которого он происходит, — как корень, см. Иезекииль 17:9, Осия 9:16, Иов 18:16«. [Keil & Delitzsch. 2006. Комментарий к Ветхому Завету, том 10, Малые пророки, стр. 172. Пибоди, Массачусетс: Hendrickson Publishers].

Поскольку они так резко исчезли из истории, неудивительно, что за пределами Библии мы не находим практически никаких сведений о великанах. В отсутствие каких-либо противоположных доказательств, конечно, лучше всего верить Богу на слово, каким бы необычным оно нам ни казалось. Если Он не имел это в виду буквально, то почему Он использовал такие специфические формулировки?

3. Неканонические (апокрифические) книги Варуха 3:22-28 и Сираха 16:6-9 указывают на то, что гиганты (греч. gigantes, gigantōn, соответственно) ранее жили в земле Ханаанской до того, как Израиль завоевал их. В отрывке из книги Варуха говорится, что они «погибли, потому что не имели мудрости, погибли по глупости своей» (Варух 3:28, NRSV).

4. В следующем стихе этого отрывка (ст. 22) упоминаются хориты, которые также могли быть великанами, хотя в Писании они не названы великанами. Однако в двух из трех глав, где они упоминаются, они фигурируют в одном контексте с другими великанами (Бытие 14:6; Второзаконие 2:12, 22), поэтому они также могли быть великанами.

5. Так считал К. Ф. Кейль, который, комментируя 2 Царств 21:16-22, утверждал, что «Рафах был отцом племени Рефаим, древнего племени огромного роста, от которого даже во времена Моисея осталось лишь несколько семей» [Keil & Delitzsch. 2006. Комментарий к Ветхому Завету, том 2, Иисус Навин, Судьи, Руфь, 1 и 2 Самуил, с. 680. Пибоди, Массачусетс: Hendrickson Publishers].

6. Строго говоря, существуют две формы единственного числа на иврите с немного разными написаниями (и первоначально произносились немного по-разному): רָפָא (рафа) и רָפָה (рафах). Но это, по-видимому, просто два варианта написания одного и того же слова.

7. Сихон, аморейский царь Хешбона, возможно, также был великаном. Он был аморреем и упоминается в тех же контекстах, что и другие великаны (например, Числа 21:21-35; Второзаконие 2:24).

8. Например, Уильям Уайт писал: «Что касается знаменитой кровати Ога, то, возможно, это был саркофаг, который был большим не потому, что Ог был великаном, а потому, что вместе с ним были похоронены другие предметы.» [Harris, Robert Laird, Gleason Archer, Bruce Waltke. 1999. Theological Wordbook of the Old Testament, electronic ed. s.v. 2198d. Чикаго, Иллинойс: Moody Press]. Другие предметы, конечно, могли быть похоронены вместе с Огом, но он был назван великаном. Зачем упоминать о массивности этого предмета, если Ог не был великаном? Возможно, кровать была сделана из железа, а не из дерева, чтобы выдержать такого крупного человека.

9. Обсуждение личности «сынов Божьих» выходит за рамки данной статьи, кроме как для того, чтобы прояснить один момент, который многих смущает: сыны Божьи в этом отрывке — это не та же группа, что и исполины (нефилимы). Более подробную информацию по этому увлекательному вопросу можно найти в моей статье «Битва за нефилимов«.

10. Еврейский глагол naphal теоретически может принимать форму активного или пассивного причастия, נֹפְלִים (nophelim) или נְפוּלִים (nephulim) соответственно. Первое встречается в еврейских Писаниях 18 раз, в основном означая «тех, кто падает» (как в битве, см. три примера в Иезекииль 32:22-24), а второе не встречается. Ни один из этих терминов не соответствует морфологии (форме, включая гласные) нефилима (נְפִלִים в Бытие 6:4 и Числа 13:33b или נְפִילִים в 33a). Древнееврейский язык не требует, чтобы морфология каждого отдельного слова следовала заранее определенному образцу. Это особенно верно в отношении собственных существительных, которые иногда звучат как другие слова с теми же корневыми буквами. Если бы для этого термина использовалась другая гласная, то его можно было бы связать с древнееврейским глаголом naphal («падать»). Один из примеров такого типа наложения гласных можно найти в ивритском глаголе מָשַׁח (машах), который означает «помазать». Активная форма причастия — מֹשְׁחִים (мошим, «помазывающий [тех]»), эквивалентная по форме нофелиму. Форма пассивного причастия — מְשֻׁחִים (мешухим, «помазанные [те]»), эквивалентная по форме нефулим. Форма существительного от прилагательного מְשִׁיחִים (мешихим, также «помазанные [те]») эквивалентна по форме нефилим. Строго говоря, в Ветхом Завете нет точной формы этого последнего слова, но оно существует в сочетании с суффиксом в 1 Паралипоменон 16:22 и Псалме 105:15.

С другой стороны, сравнивая варианты написания слова nephilim, легко заметить лишнюю букву י (йод) в слове из Числа 13:33a. Это может показаться не очень важным, но, по словам доктора Майкла Хайзера (PhD, Еврейская Библия и древние семитские языки), эта дополнительная буква дает сильный ключ к разгадке происхождения слова. Арамейский язык тесно связан с ивритом, и некоторые небольшие разделы Ветхого Завета были написаны на арамейском языке. В арамейском языке слово нафил (נָּפִיל) имеет дополнительную букву י (йод) и означает «великан». Форма множественного числа этого существительного — нефилин, что эквивалентно еврейскому слову нефилим (арамейские множественные числа мужского рода имеют окончание «-ин», тогда как еврейские множественные числа мужского рода имеют окончание «-им»). Интересно, что это же арамейское слово используется для обозначения созвездия Орион, названного в честь гигантского охотника из мифологии. [Heiser, Michael S. The Meaning of the Word Nephilim: Факт против фантазии», доступно на сайте www.michaelheiser.com/nephilim.pdf, доступ получен 6 декабря 2011 года]. Некоторые лексиконы и словари, которые поддерживают перевод слова «нефилим» как «гиганты», включают Еврейско-арамейский лексикон Ветхого Завета (HALOT, Koehler, Baumgardner), Новый международный словарь теологии и экзегезы Ветхого Завета (NIDOTTE, VanGemeren), Аналитический лексикон иврита и халдеи (Davidson) и Словарь таргумимов, Талмуда Бабли и Йерушалми, а также мидрашической литературы (Jastrow). Brown-Driver-Briggs Hebrew and English Lexicon (Brown, Driver, Briggs) также определяет это слово как «гиганты», но считает его этимологию сомнительной.

11. Многие другие люди в Писании классифицируются как «могучие люди» (гибборим), но это не обязательно означает, что они были великанами (например, Нимрод в Бытие 10:8 и «могучие люди» Давида во 2 Царств 23:8-39). Поэтому, хотя не все гибборимы были великанами, кажется, что все великаны были гибборимами.

Интересно, что в Септуагинте, греческом переводе еврейского Ветхого Завета, Нимрод назван «великаном» и «охотником на великанов» (Бытие 10:8-9) — не охотником на великанов, а великаном, который был охотником. Действительно, греческое слово γίγας (гигас) — форма множественного числа γίγαντες (гиганты) — использованное в переводе Септуагинты в Бытие 10:8-9, также используется для перевода нефилима и гибборима в Бытие 6:4. Есть некоторые трудности с этим представлением о Нимроде. В Бытие 10:8 говорится, что Нимрод «начал быть могучим [гиббором] на земле». Как можно стать великаном? Либо ты им являешься, либо нет. Решение может быть найдено в переводе этого стиха в ESV, где говорится, что Нимрод «был первым на земле могучим человеком». Однако на земле до Потопа, безусловно, были «могучие люди», так как же он мог быть первым? Возможно, смысл этой фразы заключается в том, что он был первым великаном после Потопа, а может быть, Септуагинта здесь неточна.

12.  Существуют некоторые споры относительно правдивости этих утверждений, поскольку они включены в «плохой отчет», сделанный шпионами. Некоторые толкователи утверждают, что сообщения об исполинах были просто преувеличением, сделанным соглядатаями в попытке обескуражить народ. Однако термин «плохой отчет» (ивр. диббах) указывает не на ложь, а на серьезные намерения. Браун-Драйвер-Бриггс относит употребление этого слова в Числах 13:32 к третьему определению: «злое сообщение, а именно (правдивое) сообщение о злых делах». [Brown, Francis, Samuel Rolles Driver, and Charles Augustus Briggs. 2000. Расширенный иврит-английский лексикон Брауна-Драйвера-Бриггса, электронное издание, с. 179. Оук-Харбор, Вашингтон: Logos Research Systems]. Это же слово используется в отчете Иосифа о действиях его братьев в Бытие 37:2, и нет причин думать, что он лгал. Кроме того, повествование в Числах 13:21-24 показывает, что разведчики действительно узнали, что Ахиман, Шешай и Талмай были в Хевроне. Более того, ни Иисус Навин, ни Халев не согласились с этими фактами, но ободрили народ, что они смогут выиграть битву, потому что Бог на их стороне. Наконец, похоже, что слова в скобках — «сыновья Анака — часть нефилимов» (Числа 13:33, NASB) — не были сказаны разведчиками, а были редакционным комментарием автора (т.е. Моисей или более поздний редактор добавил эти слова для уточнения). Тем не менее, несмотря на пропуск парентетического текста в некоторых древних рукописях, включая Септуагинту, факт остается фактом: разведчики утверждали, что видели нефилимов.

13. Бытие 23:2; 35:27; Иисус Навин 15:13, 54; 20:7; Судьи 1:10. Бытие 23:19 гласит: «Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля Махпела, пред Мамре (то есть Хевроном) в земле Ханаанской».

14. Некоторые предполагают, что Арба не было личным именем, а просто названием главного города анакимов. Именно так Арба рассматривается в Септуагинте. Например, в этой версии Иисуса Навина 15:13 говорится: «καὶἔδωκεν αὐτῷἸησοῦς τὴν πόλιν Αρβοκ μητρόπολιν Ενακ (αὕτη ἐστὶν Χεβρων)». В буквальном переводе это будет: «и дал ему Иисус Навин город Арбок [Арба], столицу Анака (это Хеврон)». Подобная формулировка встречается в переводе Септуагинты в Иисусе Навине 21:11.

15. Слово «филистимлянин» может означать «переселенец» или «чужак», и Библия сообщает нам, что филистимляне произошли от сына Хама, Мизраима, который был отцом Каслухима, «от которого произошли филистимляне» (Бытие 10:14).

16. Хейс, Дж. Дэниел. 2005. Пересмотр высоты Голиафа. Journal of the Evangelical Theological Society 48, no. 4:702-715.

17. Хейс апеллировал к размерам и силе атакующего лайнсмена в Национальной футбольной лиге, утверждая, что тот «мог бы легко нести [такой вес]». (Hays 2005, p. 709.) Вопрос не в том, сможет ли человек нести этот вес, а в том, сможет ли он быть эффективным воином, неся дополнительные 125 фунтов чешуйчатых доспехов, плюс шлем и бронзовые доспехи на ногах, и владея таким массивным оружием. В сноске Хейс также ссылается на современных солдат, которым иногда приходится носить ружья и минометы, по весу схожие со снаряжением Голиафа. Опять же, это упущение. Тип оружия (MK 19), упомянутый Хейсом, не носится в рукопашном бою, а является гранатометом, часто установленным на земле или на транспортном средстве. Миномет также стреляет с расстояния. Хейс также утверждает, что только у Саула могли быть доспехи или оружие, чтобы сравниться с Голиафом. Он основывал это на 1 Царств 13:19-23, где говорится о времени, когда филистимляне подчинили себе израильтян и не позволяли им иметь кузнецов на земле. Он допускает, что ко времени битвы Давида с Голиафом ситуация могла несколько измениться, но он упускает тот факт, что в 1 Цар. 15:8 говорится о том, что израильская армия уничтожила амаликитян и «истребила весь народ острием меча». Израильская армия была хорошо оснащена для сражения с филистимлянами в 1 Царств 17, и они разгромили своих врагов после того, как Давид победил Голиафа.

18. О царе Сауле говорили, что он был на голову выше любого из людей (1 Цар. 9:2), но его не считали великаном. Если Голиаф был ростом всего 6 футов 9 дюймов, кажется странным, что Саул не считался великаном.

19. Разобраться в этом различии довольно просто. Возможно, Гоб был просто небольшим городом рядом с большим городом Гезер или на территории Гезера (или наоборот). Сегодня мы делаем то же самое. Например, если бы кто-то из другого региона страны спросил меня, где находится Музей Творения, я мог бы сказать, что он находится недалеко от Цинциннати. Они могли бы подумать, что музей находится в Огайо, потому что Цинциннати находится в Огайо, но на самом деле Музей сотворения находится недалеко от Петербурга, небольшого городка на севере Кентукки. Мое указание дало им достаточно четкие детали, чтобы они могли узнать примерное местоположение музея. Если бы кто-то из жителей Цинциннати спросил меня, где находится музей, я бы ответил, что он расположен в Петербурге, потому что они, скорее всего, знают, где это.

20. Это несколько распространенное состояние известно как полидактилия. Во многих популярных работах этот признак приписывается всем библейским великанам, но Библия описывает таким образом только этого конкретного великана.

21. Источники включают: The Diagram Group. 1980. Книга сравнений. Хэмпшир, Англия: Sidgwick & Jackson.; newswatch.nationalgeographic.com/2009/02/04/biggest_animals_of_all_time; news.bbc.co.uk/1/hi/sci/tech/7408743.stm; Online Encyclopedia (www.encyclo.co.uk); prehistoricearth.wikia.com/wiki/Glyptodon; en.wikipedia.org/wiki/Meganeura; www.bbc.co.uk/news/science-environment-16834913).

22. Многие библейские креационисты относят двенадцатую династию к шестнадцатому-семнадцатому векам до н.э. См. Эштон, Джон и Дэвид Даун. 2006. Unwrapping the Pharaohs, p. 78. Грин Форест, Арканзас: Мастер Букс.

23. Притчард, Джеймс Б. редактор. 1958. Древний Ближний Восток: Том I, Антология текстов и изображений, стр. 225. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

24. Там же.

25. Халло, В. В. ред. 2003. The Context of Scripture, 3 vols. 3.9. Лейден: Брилл. Цитируется в Billington, Clyde E. Goliath and the Exodus Giants: Какого они были роста? Journal of the Evangelical Theological Society 50, no. 3:487-508.

26. В апокрифической книге Юдифь упоминаются титаны и гиганты. Согласно этому преданию, на еврейский народ собирались напасть вторгшиеся ассирийцы под предводительством генерала Олоферна (эти имена могли быть загадочными для греков и генерала Никанора соответственно). Прекрасная еврейская вдова предстала перед могущественным полководцем, который попытался соблазнить ее. Через четыре дня Юдифь согласилась есть и пить с ним, но она пила только то, что приготовила ее служанка, а Олоферн выпил столько, что потерял сознание. Она отрубила ему голову, что в итоге привело к победе евреев. В песне Юдифи народ рассказал, как Господь победил Олоферна: «Ибо не пал их могучий от рук юношей, не поразили его сыны Титана, не напали на него высокие исполины, но Юдифь, дочь Мерари, красотою лица своего победила его» (Юдифь 16:6, NRSV).

27. www.usgennet.org/usa/topic/preservation/bios/chpt19.htm, доступ получен 2 ноября 2011 года. Далее Коди писал: «Эта традиция передавалась от отца к сыну сиу с древнейших времен. Оно показывает, по крайней мере, как это делают легенды всех рас, что история потопа — это история, общая для всего мира».

28. Во времена Соломона «приходили послушать мудрости Соломона мужи из всех народов, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (1 Цар. 4:34). В 1 Царств 10:22 объясняется обширная торговая сеть, которой пользовался Израиль в то время. Подробности истории Израиля могли распространиться далеко и широко во время правления Соломона, что может объяснить, почему некоторые древние легенды других народов похожи на библейские рассказы.

29. Югстер, Эрика А. и Ора Х. Песковиц. 1999. Гигантизм. Журнал клинической эндокринологии и метаболизма 84. Доступно на jcem.endojournals.org/cgi/content/short/84/12/4379, accessed November 2, 2011. Необычный случай гигантизма связан с мальчиком, двенадцатая хромосома которого перевернута, что привело к нарушению гена HMGA2, который, как теперь известно, имеет решающее значение для роста. seattletimes.nwsource.com/html/localnews/2008194720_brenden22m.html, accessed November 3, 2011.

30. Хотя оба мужчины, очевидно, страдали от акромегалии, Андре Руссимофф (он же Андре Гигант, 7’5″, 525 фунтов) и Гигант Кейп-Бретона, Ангус МакАскилл (7’9″, 425 фунтов) обладали легендарной силой в свои лучшие годы.

31. Википедия определяет закон квадрата-куба следующим образом: «Когда объект пропорционально увеличивается в размерах, его новый объем пропорционален кубу множителя, а новая площадь поверхности пропорциональна квадрату множителя». Для вычисления объема по закону квадратного куба используется формула v2 = v1 (l2/l1)3 , где v2 — новый объем, v1 — исходный объем, l2 — новая длина, а l1 — исходная длина.

32. Сжимающий вес относится к весу, который может выдержать кость. В зависимости от плотности кости и других факторов, средняя прочность на сжатие у млекопитающих оценивается в 280 МН/м2 (мега Ньютонов/квадратный метр). Интересное исследование о прочности костей на сжатие и о том, почему это так важно для размера и масштаба животных, можно найти в Knut Schmidt-Nielsen, Scaling, Why Is Animal Size So Important (New York, NY: Press Syndicate of the University of Cambridge, 1984).

33. Прочность кости на сжатие связана с ее плотностью. Если бы у великанов кости были плотнее, то их скелетная система могла бы выдерживать больший вес, чем мы ожидаем. Одно исследование показало, что локтевые кости у пациентов, страдающих остеопорозом, могут потерять две трети своей плотности, что снижает их прочность на сжатие до одной девятой от первоначальной. См. Carter, Dennis R. and Wilson C. Hayes. 1976. Bone Compressive Strength: the Influence of Density and Strain Rate. Science 194:1174-1176. Доступно на starlab.stanford.edu/pdfs/CarterScience1976.pdf, доступ получен 4 января 2012 года.

34. en.wikipedia.org/wiki/Meganeura, accessed December 8, 2011.35. Некоторые лигры (потомство самца льва и самки тигра) достигают веса 900 фунтов, что намного больше, чем можно было бы ожидать при увеличении веса средней домашней кошки с помощью закона квадратного куба. Таким образом, использование закона квадратного куба, похоже, дает «приблизительную цифру» при попытке определить масштабный размер особей.

Источник: https://answersingenesis.org/bible-characters/giants-in-the-bible/