5 заветов Библии: перечень договоров Бога с людьми

Завет — одна из важнейших богословских идей в библейском богословии. Она отражена в традиционных обозначениях Ветхого и Нового Заветов, т.е. заветов. Эта концепция присутствует в значительных моментах библейского повествования и является богословским клеем, который связывает обетование с исполнением. Таким образом, библейская история спасения и разворачивание Божьих заветов — почти синонимы. Давайте узнаем о заветах в Библии, таких как Божий завет с Авраамом, и о том, как Христос в конечном итоге исполняет их.

Где упоминается Божий завет?

Хотя в Библии нет прямого упоминания о завете до Быт 6:18 (когда Бог объявляет, что намерен заключить завет с Ноем), многие верят, что Бог заключил завет с Адамом (ср. Ос 6:7; см. там же примечание к тексту NIV). Они называют этот завет с Адамом «заветом дел» или «заветом с творением». Другие же, не отрицая, что у Бога были отношения с Адамом, включающие взаимные обязательства, отличают их от завета, который включает в себя дополнительные формализующие элементы, такие как присяга и/или клятва. Если понимать завет в более формальном смысле, то первым божественно-человеческим заветом является тот, который Бог заключил с Ноем (ср. Ис 54:9). Этот завет подтверждает Божью приверженность творению после потопа.

Однако, хотя понятие завета появилось только после потопа, основные божественно-человеческие заветы (Ноев, Авраамов, Моисеев, Давидов и Новый завет) поддерживают и продвигают творческую (и искупительную) цель Бога. Каждый завет обеспечивает дальнейшую божественную уверенность в том, что Бог осуществит свою цель для творения в целом и человечества в частности, полностью установив свое царство на земле.

Вселенский (Нохаический) Завет

Хотя Бог объявляет о своем завете с Ноем и всем творением до потопа (Быт 6:18), он устанавливает его после потопа (Быт 8:20-9:17). Первое упоминание об этом завете подчеркивает Божий план сохранения Ноя и других людей в ковчеге (Быт 6:18). Завет Бога с Ноем подтверждает Его первоначальное творческое намерение, которое потоп «нарушил». Поэтому он торжественно обещает, что приостановка естественного порядка никогда больше не прервет (Быт 8:21-22; 9:11-15) выполнение творческого мандата человечества (ср. Быт 1:26-30; 9:1-7).

Более того, дополнительные повеления (Быт 9:4-6) подчеркивают ценность человеческой жизни в особенности. Это еще больше подчеркивает основное обоснование этого завета: сохранение жизни на земле без дальнейшего божественного вмешательства. Из масштабов этого завета, по крайней мере, следует, что Божья цель искупления в конечном итоге охватит все творение. Этот глобальный акцент в Быт 1-11 не теряется и в последующих главах Бытия и далее, несмотря на их сужающийся фокус.

Авраамический завет

Обетования, охватывающие патриархальные заветы (те, которые Бог заключил с Авраамом, Исааком и Иаковом), записаны в Быт 12:1-3. Суть этих Божьих обетований заключается в том, что Бог благословит Авраама двумя способами. (1) Бог сделает из него великий народ и тем самым прославит его имя. (2) через него Бог передаст благословение другим (т.е. всем народам на земле).

Важно отметить, что каждый из этих двух аспектов впоследствии подтверждается заветом: (1) национальное измерение Божьего обетования находится в центре внимания в Быт 15, где Бог устанавливает (букв. «(2) международный аспект обетования, очевидно, игнорируется в Быт 15, но упоминается в Быт 17 (ср. ст. 4-6,16), где Бог объявляет о «вечном завете» (Быт 17:7), так называемом «завете обрезания» (Деян 7:8).

Хотя многие считают, что последний просто развивает или усиливает завет, уже установленный в Быт 15, различные обстоятельства и акценты, по крайней мере, позволяют предположить, что это важный второй этап в истории завета Бога с Авраамом. Действительно, если читать Быт 17 в сочетании с Быт 22 (см. ниже), то эти главы, возможно, представляют собой второй завет, который отличается от предыдущего завета, установленного в Быт 15, но связан с ним.

Первый из заветов Бога с Авраамом

Первый из этих заветов (Быт 15) формально ратифицировал Божье обещание сделать Авраама «великим народом» (Быт 12:2), поэтому основное внимание уделяется тому, как Бог будет осуществлять свою творческую цель в биологическом «потомстве» Авраама, впоследствии названном сыновьями Иакова (Израиля).

Однако это был лишь предварительный этап Божьего плана искупления. Второй этап связан с тем, как Авраам, через великий народ, произошедший от него, будет посредником в благословении «всех народов на земле» (Быт. 12:3). Это, по-видимому, является основным фокусом в Быт 17 и 22.

Несмотря на то, что в Быт 17 не полностью отсутствует обетование о нации (ср. ст. 8), акцент делается на «народах», «царях» и вечных божественно-человеческих отношениях с «потомством» Авраама (Быт 17:4-8, 16-21). Важно отметить, что особое внимание уделяется Исааку (Быт 17:21; ср. Быт 21:12), как тому, через кого этот завет будет увековечен, подчеркивая, что было поставлено на карту в божественном испытании в Быт 22. Там послушная вера Авраама (Быт 22:16б,18б) соответствовала требованиям Быт 17:1 (ср. Быт 18:19; 26:5), побуждая Бога подтвердить обетования Быт 17 (ср. Быт 22:17-18а; 26:4) торжественной клятвой (Быт 22:16а; ср. 26:3).

Таким образом, между Богом и Авраамом были установлены два различных завета. Первый (Быт 15) гарантировал Божье обещание сделать Авраама «великим народом». Второй (предвосхищенный в Быт 17 и подтвержденный божественной клятвой в Быт 22) подтвердил обещание Бога благословить все народы через Авраама и его «потомство».

Мозаичный (Синайский) завет

Бог установил Моисеев завет сразу после того, как произошло важное событие, предвиденное в Быт 15: освобождение потомков Авраама от угнетения в чужой земле (ср. Быт 15:13-14; Исх 19:4-6; 20:2). На Синае внимание было сосредоточено не столько на том, что должны сделать потомки Авраама, чтобы унаследовать землю, сколько на том, как они должны вести себя в этой земле в качестве уникальной нации, которой Бог предназначил их быть (Исх. 19:5-6). Чтобы быть «сокровищем Божьим», «царством священников» и «святым народом» (Исх. 19:5-6), Израиль должен соблюдать Божий завет, подчиняясь его требованиям (т.е. положениям, изложенным в Исх. 20-23). Придерживаясь этих и последующих заветных обязательств, данных на Синае, Израиль будет явно отличаться от других народов и, таким образом, отражать мудрость и величие Бога для окружающих народов (ср. Втор. 4:6-8).

Божий завет: Акт благодати

Таким образом, потомки Авраама не только пойдут по стопам своего предка (ср. Быт 26:5), но и будут способствовать исполнению Божьих обетований (Быт 18:19). Таким образом, подобно Аврааму, Израиль должен «ходить пред [Богом] верно и быть непорочным» (Быт 17:1). Неспособность сделать это подорвет саму причину существования Израиля — урок, который так наглядно иллюстрирует случай с золотым тельцом (Исх. 32-34). Хотя Бог восстановил завет (Исход 34), это был акт милости, а не справедливости (Исход 34:6-7). Более того, вновь подтвердив те же обязательства завета в конце этого инцидента, Бог показал, что ответственность Израиля не изменилась.

Израиль должен был повиноваться Богу, чтобы исполнилась Его цель — избавить их из Египта и впоследствии дать им землю обетованную. Они должны были стать Его священническим царством и святым народом. Отражая Божью святость (Лев 19:2), Израиль должен был демонстрировать истинную теократию и, таким образом, служить свидетелями Бога в мире.


Угроза человеческого восстания

Более того, поскольку человеческий бунт угрожал поставить под угрозу конечную цель Бога (т.е. благословение всех народов через «потомство» Авраама), Моисеев завет также охватывал средства, с помощью которых можно было поддерживать божественно-человеческие отношения между Яхве и Израилем: Жертвоприношения, особенно в День искупления (Лев 16), ритуально искупали грех Израиля и символически выражали Божье прощение.

Поэтому, как Ноев завет гарантировал сохранение человеческой жизни на земле, так и Моисеев завет гарантировал сохранение Израиля, великого народа Авраама, на земле. Это было крайне важно для следующего этапа исполнения Божьих обетований: установления царской линии, через которую в конечном итоге придет окончательное «семя» Авраама и наследник завета (ср. Гал 3:16).

Давидов завет

После Синая следующее важное событие в области завета происходит в послании Нафана к Давиду (2 Цар. 7; 1 Пар. 17). Давид намеревается построить «дом» (т.е. храм) для Бога, но Бог обещает построить «дом» (т.е. династию) для Давида. Ни в 2 Цар 7, ни в 1 Пар 17 Божье обещание прямо не названо «заветом», но в некоторых других текстах оно названо «заветом» (ср. 2 Цар 23:5; 2 Пар 7:18; 13:5; Пс 89:3; Иер 33:21).

Сходство с Божьим заветом с Авраамом

Давидов завет продолжает траекторию Моисеева и Авраамова заветов. Планы Бога в отношении Давида и Израиля явно переплетаются (ср. 2 Цар. 7:8-11,23-26). Более того, значительные параллели связывают Давида с Авраамом:

  • Бог обещает обоим великое имя (Быт 12:2; 2 Цар 7:9).
  • В будущем оба победят своих врагов (Быт 22:17; 2 Цар 7:11; ср. Пс 89:23);
  • Оба имеют особые божественно-человеческие отношения (Быт 17:7-8; 2 Цар 7:24; ср. Пс 89:26).
  • Особая линия «потомства» увековечила оба их имени (Быт 21:12; 2 Цар 7:12-16).
  • Потомки обоих должны соблюдать Божьи законы (Быт 18:19; 2 Цар 7:14; ср. Пс 89:30-32; 132:12).
  • Потомство обоих будет посредником в международном благословении (Быт 22:18; Пс 72:17).

Таким образом, Давидов завет более точно определяет род «потомка», который будет посредником международного благословения: Он будет царственным потомком Авраама через Давида.

Таким образом, этот завет представляет собой тонкое, но значительное смещение фокуса внимания. Теперь, когда великий народ, обещанный Аврааму, прочно создан (2 Цар. 7:1), внимание сосредотачивается на его царском потомстве (ср. Быт. 17:6, 16). Эта царская линия, уже явно прослеживаемая в Бытии (ср. Быт 35:11; 49:10; см. также Быт 38; Руфь 4:18-22), достигает кульминации в индивидуальном, завоевательном «потомстве», которое исполняет обещание Быт 22:18 и надежду, выраженную в Пс 72:17.

Новый завет

Постоянная неспособность жить в соответствии с требованиями Божьего завета привела к неизбежной катастрофе как для нации, так и для ее монархии, кульминацией которой стал суд: разрушенный храм и вавилонское изгнание. Это могло бы означать конец, если бы Божьи планы в отношении Израиля не имели решающего значения для исполнения обетований Его завета. Изгнание Израиля и гибель монархии должны были быть преодолены, чтобы Божий план творения был реализован. Таким образом, история завета продолжалась через перспективу «нового завета», который будет одновременно непрерывным и разрывным с прошлыми заветами.

Хотя в явном виде «новый завет» упоминается только один раз в ОТ (Иер. 31:31), несколько отрывков, как у Иеремии, так и в других местах, намекают на него. У Исайи этот вечный завет мира тесно связан с фигурой слуги (Ис. 42:6; 49:8; 54:10; 55:3; 61:8). Он инклюзивный, поскольку включает в себя даже иностранцев и евнухов (Ис. 56:3), но и эксклюзивный, поскольку ограничивается теми, кто «крепко держится» его обязательств (Ис. 56:5-6; ср. 56:1-2).

Фундаментальные изменения в Божьем сообществе завета

Хотя Иеремия и Иезекииль используют разную терминологию для его описания, оба предвидят фундаментальные изменения, происходящие в общине завета: Иеремия говорит об усвоении Торы (Иер 31:33), а Иезекииль — о духовной хирургии и радикальной трансформации (Иез 36:26-27). Для обоих пророков это внутреннее обновление приведет к идеальным отношениям между Богом и человеком, которые в этом и предыдущих заветах выражены в формуле завета: «Я буду их Богом, а они будут Моим народом». В этом новом завете все надежды и ожидания предыдущих заветов достигнут кульминационного исполнения и эсхатологического выражения.

Поэтому неудивительно, что Новый Завет («Завет») провозглашает, что все обетования Божьего завета исполняются в Иисусе и через Иисуса (ср. Лк 1:54-55,69-75; 2 Кор 1:20), долгожданного Мессию Давида (Мф 1:17-18; 2:4-6; 16:16; 21:9; Лк 2:11; Ин 7:42, Деян 2:22-36). Как высший потомок Авраама (Мф 1:1; Гал 3:16) и царственный отпрыск Давида (Мф 1:1; Лк 1:27,32-33; 2:4; Рим 1:3; 2 Тим 2:8; Откр 5:5; 22:16), Иисус также исполняет роль слуги Исаии (Деян 3:18; 4:27-28; 8:32-35) — не только в искуплении Израиля (Луки 2:38; Деяния 3:25-26; Евреям 9:12,15), но и в посредничестве Божьего благословения для международного сообщества веры (Деяния 10:1-11:18; 15:1-29; Римлянам 1:2-6; 3:22-24; 4:16-18; 15:8-12; Гал 3:7-14).

Жертвенная смерть Иисуса

Согласно Евангелиям и посланиям НЗ, новый завет был ратифицирован через жертвенную смерть Иисуса на кресте (ср. Матф. 26:28; Марк 14:24; Лука 22:20; 1 Кор. 11:25). В инаугурационной Вечере Господней Иисус упоминает как прощение, связанное Иеремией с новым заветом (Матф. 26:28; ср. Иер. 31:34), так и кровь, связанную с установлением старого (т.е. Моисеева) завета (Лук. 22:20; ср. Исх. 24:8). Соответственно, НЗ подчеркивает прощение грехов, полностью достижимое только в новом завете (Деян. 13:39; ср. Евр. 10:4), как главное преимущество смерти Иисуса (например, Лк. 1:77; 24:46-47; Деян. 2:38; 10:43; 13:38; 26:18; Рим. 3:24-25; Еф. 1:7; Кол. 1:14; Евр. 9:12,28; 1 Ин. 1:7; Отк. 1:5; 7:14; 12:10-11).

Согласно Евреям

Таким образом, по словам Павла и Евреям, новый завет намного превосходит старый. Это уже подразумевается в использовании прилагательного «новый» в 1 Кор 11:25 (ср. Лк 22:20), которое явно намекает на негативный контраст Иеремии (Иер 31:31-32). Однако Павел еще более категоричен в 2 Кор 3, где он прямо противопоставляет новый и старый заветы, подчеркивая огромную неполноценность старого по сравнению с превосходящей славой и постоянством нового. Подобное, негативное сравнение он также проводит в «образном» противопоставлении Агари и Сарры в Гал 4:21-31.

Автор Послания к Евреям делает аналогичные выводы. Отметив превосходство нового завета в Евр. 7:22, автор развивает свою мысль через расширенный комментарий на Иер. 31:31-34, который образует литературную скобку вокруг большей части аргументации в Евр. 8-10.


Иисус, совершенный Посредник завета

Иисус не только осуществляет постоянное, совершенное и небесное священство (Евр. 7:23-8:6), но и завет, посредником которого он является, «утвержден на лучших обетованиях» (Евр. 8:6б), объясняемых в терминах «вечного искупления» (9:12) и «вечного наследства» (9:15), обеспеченного через кровь Христа (Евр. 9:11-10:18) — позже описанную как «кровь вечного завета» (Евр. 13:20). Поэтому, как и Павел, контраст не между чем-то плохим и чем-то хорошим, а между чем-то хорошим (но временным) и чем-то лучшим (потому что, в отличие от старого завета, новый нерушим и вечен).

Исполнение Божьего завета

Хотя эти реалии нового завета во многом уже существуют (ср. Евр. 9:11), тем не менее, верно, что лучшее еще впереди. Как надежды Израиля на восстановление не были исчерпаны в репатриации после вавилонского изгнания, так и они не были полностью реализованы в первом пришествии Мессии.

В Иисусе — обещанном «семени» Авраама (Гал 3:16), ожидаемом пророке, подобном Моисею (Деян 3:22-23; ср. В то время как в Иисусе — обетованном «семени» Авраама (Деян. 3:22-23; ср. Втор. 18:15; Мф. 17:5), великом сыне царя Давида (Мф. 22:41-46) и посреднике нового завета (Евр. 8:6) — исполнились Божьи обетования как для Израиля, так и для народов, высшее выражение Божьей творческой и искупительной цели ожидает исполнения в эсхатологической реальности нового творения.

Только тогда надежда, выраженная в формуле векового завета, будет пережита наиболее полно (Откр. 21:3), ибо «престол Бога и Агнца будет в городе, и рабы Его будут служить Ему… И будут царствовать во веки веков» (Откр. 22:3, 5).

Источник: https://www.olivetree.com/blog/discover-5-covenants-bible/